Как разобрать и собрать любой радиатор отопления
Пошаговая инструкция о монтаже и ремонте радиаторов – как разобрать батарею отопления по секциям, устранить неисправности, собрать и провести монтаж радиаторов в систему отопления своими руками. Если внимательно следовать инструкции и учитывать особенности своей отопительной системы – можно легко справиться с этой работой без дополнительного привлечения специалистов.
- Разборка радиаторов отопления
- Подготовительные работы и инструменты
- Как разбирать биметаллический и алюминиевый радиатор
- Как разобрать чугунную батарею по секциям
- Сборка секций
- Как подключить радиатор к системе отопления
- Особенности подключения алюминиевых батарей
- Особенности монтажа чугунных радиаторов
- Завершающий этап: испытание системы
Разборка радиаторов отопления
Зачем нужно самостоятельно разбирать и собирать радиатор отопления? Обычно такая необходимость возникает в двух случаях:
- требуется добавить новые секции или убрать часть регистров для увеличения или уменьшения выделяемого тепла;
- нужно устранить протечки или иные дефекты.
Перед тем, как приступить к демонтажу, определим тип конструкции радиатора:
- Секционные. Конструкция состоит из одинаковых секций, соединенных между собой. В таких радиаторах можно менять количество секций, если требуется добавить или снизить мощность, заменять поврежденные элементы.
- Неразборные монолитные. Это сплошная конструкция без соединительных стыков. Монолитные конструкции могут выдерживать большее давление и более долговечны, но в случае протечки такой радиатор нельзя разобрать, можно только полностью демонтировать и заменить на новый.
Биметаллические, чугунные или алюминиевые радиаторы могут быть как монолитными, так и секционными. Стальные радиаторы можно только заменить на новые.
Подготовительные работы и инструменты для разборки
Для работ по разборке батарей понадобятся специальные инструменты. Некоторые из них, например, ниппельный ключ, в быту применяются редко и не всегда есть под рукой – поэтому лучше озаботиться их поиском заранее.
Базовый список инструментов:
- ниппельный ключ;
- разводной ключ;
- газовый ключ №2;
- болгарка;
- силиконовые прокладки и заглушки;
- строительный фен.
Необходимо также заранее подготовить место, где вы будете разбирать батарею:
- На пол будут стекать остатки воды из системы, и желательно защитить пол пленкой или другим водонепроницаемым материалом. Или хотя бы приготовить тряпки, чтоб сразу вытирать жидкость.
- Стол или пол, где вы планируете разбирать радиатор, можно застелить плотной тканью. Это защитит поверхности и не даст поцарапаться или деформироваться радиатору – особенно алюминиевому.
Перед тем, как начинать работу по демонтажу:
- Отключаем отопление и сливаем воду.
- Ждем, чтобы батареи остыли. Это важно для безопасности работ.
Как разбирать биметаллический и алюминиевый радиатор отопления
Разбирать батареи нужно в таком порядке:
- Отключить систему отопления.
- Отсоединить батареи, открутив муфты с двух сторон.
- Снять радиатор с кронштейнов и слить остатки воды.
- Промыть фильтр.
- Скрутить заглушки с торцов батареи.
- Разобрать радиатор на отдельные регистры. Секции соединены ниппельными гайками, на которых есть и правая и левая резьба. Если гайку откручивать, то соседние регистры батареи раздвигаются, если закручивать – стягиваются. Если ниппель вращать не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу на гайке и на батарее.
На футорках и заглушках могут быть отметки. «D» – правосторонняя резьба, «S» – левосторонняя. Если отметок нет, надо взять свободную гайку и наживить на резьбу в радиаторе справа и слева. Это поможет определить правильное направление вращения.
- Вставляем ключ в радиатор, используя насечки. Наша цель – чтобы ключ попал в паз.
- Вставляем в отверстие на конце ключа металлический стержень из комплекта и создаем эффект рычага. Теперь гайку отвинтить гораздо легче.
- Делаем один-два оборота и переходим на другую сторону, чтобы открутить вторую ниппельную гайку на такое же количество оборотов. Переходим от одной гайки к другой, делая одинаковое число оборотов, чтобы избежать перекосов. Если ниппельная гайка не вращается даже при значительном усилии, то лучше неисправную секцию обрезать болгаркой с обратной стороны, отступая от края. Это защитит рабочую секцию от повреждения и сохранит соединительную ниппельную гайку.
Между регистрами есть металлические прокладки. Если они в хорошем состоянии, можно их использовать при сборке радиатора и пользоваться дальше. А вот силиконовые прокладки обязательно меняем на новые.
Разборка алюминиевого и биметаллического радиатора – идентичны, поскольку они схожи по типу конструкции.


а на биметаллические – 15 лет.



с массой одной секции от 1,06 до 1,94 кг. Их размер колеблется от 400х80х90 до 567х80х90 мм.

а 350-миллиметровых – 134-138 Вт. По этому показателю они не уступают мировым брендам.
Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям
Базовый список инструментов:
- ниппельный ключ;
- сантехнический ключ;
- зубило;
- строительный фен или паяльная лампа.
Чугунные батареи, особенно те, которые прослужили много лет, бывает сложно отсоединить. Если ничего не получается – срезаем болгаркой. Снятую с креплений батарею желательно промыть, а затем положить на подготовленную рабочую поверхность.
Приступаем к разборке секций чугунной батареи:
- Прогреваем паяльной лампой или строительным феном до тех пор, пока чугун не поменяет цвет на чуть красноватый. Это поможет открутить прикипевшие заглушки.
- Снимаем заглушки.
- Так же, как при демонтаже биметаллических и алюминиевых радиаторов, вначале определяем направление вращения ниппеля, чтоб не сорвать резьбу, и по очереди откручиваем верхний и нижний ниппели.
Сборка секций радиаторов отопления
Любые радиаторы, которые состоят из секций, будь то алюминиевые, биметаллические или чугунные, работают по одному и тому же принципу. Соответственно, последовательность действий при сборке будет одинаковой:
- Размещаем секции на рабочей поверхности.
- Если радиатор новый, то под слоем краски может оказаться прокладка – её нужно срезать.
- Зачищаем торцы до гладкой поверхности. Если оставить краску, в скором времени под ней обнаружится течь.
- Обезжириваем торцы, чтобы увеличить герметичность.
- Немного, на половину оборота, накручиваем ниппельные гайки.
- Надеваем на гайки силиконовые прокладки.
- Нужную секцию вплотную приставляем к гайке.
- Надеваем ниппельные гайки, а сверху – силиконовые прокладки.
- Вставляем в паз ниппельный ключ и начинаем понемногу вращать, делать один–два оборота, переходя от нижней гайки к верхней и обратно.
- Когда гайки закручены до конца, плотно подтягиваем их с помощью рычага.
- После сборки накручиваем заглушку, а на алюминиевые и биметаллические радиаторы еще и кран Маевского, который избавляет от воздушных пробок, мешающих теплоносителю проходить по секциям радиатора.
Как подключить радиатор к системе отопления
Завершающий этап работ – подключение радиатора к отопительным трубам. На этом этапе будет иметь значение материал, из которого изготовлены батареи.
Список необходимых материалов для монтажа радиаторов отопления к трубам:
- заглушки;
- кран Маевского;
- шаровые или запорные краны с функцией регулировки;
- кронштейны и крюки для крепежа.
Как правильно прикрепить радиатор к стене
Радиаторы отопления устанавливают под окнами, чтобы создать тепловую завесу и не давать холоду проникнуть в дом. Верхний край ровняем по линии 10-12 см ниже подоконника и размещаем в середине оконного проема. Промежуток между батареей и стеной делаем не менее 3 см, между полом и нижним краем желательно оставить 8-14 см.
Даже легкий алюминиевый отопительный прибор нельзя крепить на стены, обшитые гипсокартоном или состоящие из подобных материалов. Для этого существует специальный напольный крепеж.
Как подключить радиаторы отопления к трубам
Системы отопления бывают двух видов: однотрубными и двухтрубными.
Однотрубная — это последовательное соединение радиаторов. Такая система дешевле, поскольку использует меньше расходников (труб), но ее главный недостаток – разная температура теплоносителя на входе батарей.
Двухтрубная — параллельное подключение радиаторов к источнику тепла. В такой системе на каждый радиатор поступает вода одинаковой температуры, а остывшая вода уходит во второй трубопровод.
В любой из систем отопители можно подключить несколькими способами.
- Боковое или одностороннее подключение. У радиаторов с боковым подключением четыре выходных отверстия – два на нижнем и два на верхнем коллекторе. На двух установлены подающий и обратный патрубки. Третье отверстие – для крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. На четвертом – заглушка. При однотрубной системе для любых типов радиаторов желательно установить байпас, это позволит отключить неисправный отопитель, не отключая полностью отопление в доме. Резьбу уплотняем небольшим количеством фум-ленты или используем сантехнический лен, сверху покрываем уплотнительной пастой. Уплотнительного материала нужно использовать немного. Перебор не повредит только чугунным батареям, а на алюминиевых и биметаллических радиаторах могут появиться микротрещины.
- Диагональное. Такое подключение – лучшее, поскольку потери тепла минимальны, не более 5%. При диагональном подключении вода распределяется более равномерно.
- Нижнее подключение. Эта схема предполагает самые большие потери тепла, но все равно она популярна, поскольку трубы при таком подключении практически незаметны.
Особенности подключения алюминиевых радиаторов отопления
В квартирах часто используются стальные трубы, а прямой контакт стали и алюминия приводит к тому, что металл быстро разрушается. Чтобы избежать коррозии, алюминиевые радиаторы подключаются с помощью переходных муфт. При таком подсоединении желательно использовать запорные краны с бронзовыми патрубками.
Особенности монтажа чугунных радиаторов отопления
Чугунные батареи значительно тяжелее алюминиевых или биметаллических радиаторов, поэтому крепеж делаем прочнее. Рассчитывается по формуле: 1 метр нагревательной поверхности – один кронштейн. Отверстия под крепеж сверлим не менее 12 см и закрепляем раствором цемента.
К чугунной батарее со стороны подключения к трубе подсоединяем терморегулятор, а с другой стороны – воздухоотводчик. Прикручиваем запорные краны.
Подсоединяем чугунные радиаторы к отопительной системе посредством сгонов, соблюдая герметичность.
Завершающий этап: испытание системы
Завершение работ по ремонту или замене радиаторов – это испытание системы отопления и устранение протечек в местах соединения элементов. Перед запуском укрываем пол пленкой или другим защитным материалом.
Включаем отопление, контролируя степень нагрева батарей и наличие влаги в местах соединения элементов. Постепенно выпускаем скопившийся воздух с помощью крана Маевского или воздухоотвода. Испытание проводится до равномерного и полного нагрева радиаторов.
Если находим протечки, придется слить воду, дать системе остыть и исправить недочеты, восстанавливая герметичность соединений.

Видео о радиаторах отопления
Вам будет интересно







Добавить комментарий